Дух Баухауса

Четверг, 17 октября, в 18:00

Место: Калининградский областной музей изобразительных искусств, Ленинский пр-т, 83

Фильм «Дух Баухауса»/ Bauhaus Spirit
реж. Нильс Болбринкер, Томас Тильш, Германия, 2018, 90 мин. 12+
Вступительное слово: Владимир Власов, искусствовед
Вход свободный по предварительной записи: https://festival-territoriya-kino.timepad.ru/event/1074369/

К 100-летнему юбилею легендарного движения «Баухаус», отмечаемому в 2019 году.

Фильм описывает увлекательную историю Баухауса, как рождение, крах и возрождение общественной утопии и повествует о социальных, архитектурных и художественных проектах современности, рассматривая их в контексте истории Баухауса. Этот фильм, определённым образом осмысливая этот большой стратегический проект, ставит актуальные на сегодня вопросы: как мы хотим жить и куда мы хотим двигаться?

Почти 100 лет назад в тихом городе Веймар родилась радикальная художественная утопия: Баухаус. Её наследие и сегодня оказывает влияние на нашу жизнь. На фоне 100-летнего юбилея Баухауса документальный фильм «Дух Баухауса» рассказывает не только об истории искусства, но заглядывает в будущее. С самого начала архитекторы и художники Баухауса, такие как Вальтер Гропиус, Василий Кандинский или Пауль Клее задавались вопросом: Как организовать совместное проживание? Что означает совместное проживание? Как спроектировать помещения так, чтобы все люди принимали участие в совместной жизни? С рождением Баухауса искусство, дизайн и архитектура стали политическими темами. Возникло искусство пространственной композиции, где все имело значение: как расстояние между ванной и туалетом, так и идеальный стул. Документальный фильм «Дух Баухауса» обращается к истокам первой Баухаус-группы Вальтера Гропиуса. Их образовательная концепция «между празднованием и исследованием» была революционной. Исходя из того, что Баухаус является общественной утопией, Нильс Болбринкер и Томас Тильш ставят вопрос о его эволюции, его изменении и его вдохновляющей силе в течение последних ста лет. Как идеи Баухауса могут решать вызовы глобального капитализма и переворота на рынке жилья? Фильм ведет нас от легендарного здания в стиле Баухаус в Дессау к визионерским проектам в латиноамериканских фавелах, от мастер-курсов по Баухаусу Кандинского, Клее и Шлеммера до скандинавских школ без классных комнат, от Берлинского города Гропиуса до видения метрополии, свободной от автомобилей.  

Этот фильм больше, чем просто история строительства, он открывает глаза. Авторам удалось в увлекательной и познавательной форме рассказать историю культуры современного пространственного мышления. «Дух Баухауса» дает нам возможность почувствовать себя изумленными и восхищенными прохожими, гуляющими в пространствах современности, которые теперь любые формы будут рассматривать совершенно другими глазами.

Создан при содействии «Фонда поддержки кинематографии Гамбург Шлезвиг-Гольштейн», программы ЕС «Креативная Европа», Медийного совета Берлин-Бранденбург, «Фонда поддержки медиа Средней Германии», Федерального министерства культуры и медиа, ZDF/ARTE и Фонда Баухаус Дессау.

 

ИСТОРИЯ БАУХАУСА

1919    Вальтер Гропиус создает в Веймаре художественную школу Баухаус

             («Государственный Баухаус»).

1925    Закрытие Баухауса в Веймаре, переезд в промышленный город Дессау.

1928    Швейцарский архитектор Ханнес Мейер становится новым директором

             Баухаса. Школа становится прагматичной, дизайнерские эксперименты

             и индивидуальные процессы теряют свое значение.

1930     Новый            директор - Людвиг Мис ван дер Роэ. Он уступает давлению

             национал-социалистов и исключает из школы студентов-коммунистов.

1932     Национал-социалистический городской совет закрывает Баухаус в Дессау.

1933     Мис ван дер Роэ пытается сохранить Баухаус, как частный институт

             в Берлине. Чтобы избежать издевательств нацистов,  школа распускается

             сама. Известные активисты Баухауса эмигрируют, что способствует

             распространению идеи Баухауса по всему миру.

1939    Создание Нового Баухауса в Чикаго художником Ласло Мохой-Надь.

с1945  Попытки вновь возродить Баухаус в ФРГ провалились.

             В ГДР стиль считается декадентским.

1953    В Ульме Инге Шоль, Отл Айхер и выпускник Баухауса Макс Билл

            открывают Высшую школу дизайна. Она считается одной из лучших

            Высших школ дизайна в мире после Баухауса.

1996    Включение Баухауса в Дессау в список объектов

            Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

2017    Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО Баухаус будет расширен,

            включением в него архитектуры, которая была создана под руководством

            второго директора  Баухауса Ханнеса Мейера.

 

О героях фильма (выборочно):

Стефен Ковац/Stephen Kovats, культуролог и медиа-эксперт, градостроитель и архитектор.

Канадец, Cтефен Ковац, приехал в Дессау в начале 1990-х, где он занимался вопросами городского планирования в Высшей школе Баухаус и где организовал форум электронных медиа «Остранение/Ostranenie». В 2000 году он участвовал в разработке нового плана для подготовки магистров в Аддис Абебе. До 2011 года он являлся художественным руководителем «Трансмедиале/ Transmediale“, Берлинского фестиваля искусств и цифровой культуры. После этого он организовал некоммерческое Агентство открытой культуры и критических преобразований/ agency for open culture and critical transformation, которое работает в кризисных регионах над развитием открытых, устойчивых, гибридных структур.

 

Альфредо Бриллембург/Alfredo Brillembourg и

Хуберт Клумпнер/ Hubert Klumpner

профессора архитектуры Швейцарской высшей технической школы Цюриха

Когда архитекторы Альфредо Бриллембург и Хуберт Клумпнер в 1998 году приехали для совместной работы в Венесуэлу, им сразу стало ясно: жизнь и реальность в жилых кварталах не имеют ничего общего с тем, что они учили о фасадном строительстве и его оформлении. Они начали реализовывать проект, который они сегодня называют активистской архитектурой и благодаря которому междисциплинарный коллектив Urban-Think Tank с офисами в Цюрихе, Каракасе, Нью-Йорке и Сан-Паулу по сей день успешно работает во всем мире. Активистский, потому что они не ждут как обычно заказчика, а сами проявляют инициативу. При этом рождается удивительное: общедоступный бассейн в фавеле, где даже хижины не подключены к водоснабжению. Канатная дорога в трущобах. Ночлег для беспризорников под мостом на автостраде. Свои проекты архитекторы называют урбанистической акупунктурой: Точечное действие распространяет свое влияние на весь район, на повседневную жизнь его жителей, на весь город. Здесь никогда не идет речь только об одном доме, а об изменении всей окрестности.

С 2010 года Альфредо Бриллембург и Хуберт Клумпнер возглавляют кафедру архитектуры и городского планирования в Швейцарской высшей технической школе Цюриха.

 

Розан Бош/Rosan Bosch, дизайнер, Студия Розан Бош в Копенгагене

Розан Бош – руководитель дизайнерского бюро в Копенгагене. Со своей командой архитекторов и дизайнеров они оформляют учебные кабинеты будущего. В современной педагогике принятая система учебных кабинетов и парт считается типом школы индустриальной эпохи: ориентация индивидуума на совместную программу, синхронизация процессов, подчинение тела и движений под один шаблон. Лимитированное время, установленные лимиты, предписанный объем учебной программы. Розан Бош говорит, что в хорошей школе прежде всего нет контроля над телом. Чтобы это стало возможным, необходимы новые помещения. Так дизайн становится инструментом для устойчивого изменения общества.

 

Кристиан Мио Локлер/Christian Mio Loclair

креативный директор, танцовщик, хореограф

Кристиан Мио Локлер участник перформанса танцевальной группы «Принцемио»/Princemio. Этот перформанс ссылается на учение о формах Василия Кандинского. Благодаря комбинации сгенерированных в цифровом формате виртуальных помещений, состоящих из геометрических моделей, и форм урбанистического танца возникает современная рефлексия, отсылающая к работам мастеров 20-х годов прошлого столетия.

 

Ван Бо Ле-Ментцель/Van Bo Le-Mentzel, архитектор

Ван Бо Ле-Ментцель родился в 1977 году в Лаосе. С 1979 года живет в Берлине. После окончания учебы в Высшей школе техники в Бойте по специальности архитектор и прохождения столярного мастер-класса он стал известен, прежде всего, как автор Харц-IV-мебели (Харц-IV – минимальное пособие по безработице в Германии). В соответствии с девизом «конструировать вместо того, чтобы потреблять» он создал недорогую коллекцию мебели в стиле Баухаус, которую можно самостоятельно собрать. Благодаря таким проектам как малогабаритный дом Tiny House Ван Бо Ле-Ментцель относится к новому поколению архитекторов: к таким, кто видит и понимает современные вызовы в градостроительстве и готов предложить свои решения.