Последнее поколение «стены»
Алиса Кокая
Фотография Александра Любина

18 октября в Калининграде состоялось торжественное открытие фестиваля «Территория кино»16+, приехали режиссеры из Германии, Дании и Польши. После вступительной речи организаторов на сцену пригласили Аннекатрин Хендель для презентации фильма «Красота и быстротечность»18+ об известном вышибале берлинского клуба «Бергхайн» и авторе захватывающих фотографий легендарной модной среды 80-х годов в Восточном Берлине Свене Маркварде. Спустя десятилетия Свен вновь встречается с бывшей моделью Доменик Холлен- штайн, более известной как Дома, чтобы совместно провести съемку и показать изменившуюся, но все еще красивую Доменик. В этой встрече и отражается быстротечность красоты. Хендель называет Свена и Дома «дивами» ГДР, а свой фильм — историей о месте, которого больше не существует, и об утраченной красоте былых времен. Времен последнего поколения «стены», пытающегося выразить себя в творчестве, несмотря на коммунистическую диктатуру и преследование.
В кулуарах после показа мы с режиссером не можем
удержаться и начинаем разговор с темы женской красоты. Спустя столько лет Аннекатрин представляет зрителям главную героиню как идеал женской красоты. Попытались разобраться, почему.
— Я всегда считала ее красивой. Ее тип красоты особенный. У вас есть что-то вроде «Топ-модель по-русски»? У нас есть шоу «Германия ищет топ-моделей»16+, там участвуют красивые женщины, но они просто манекены. Фотографы, дизайнеры и продюсеры подбирают подходящее лицо и используют его в заранее продуманном проекте. Отличие живого человека от манекена в том, что он полностью участвует в создании образа, вживаясь в него и транслируя историю сквозь спектр собственных эмоций. Героиня фильма принимала участие в проекте Свена с момента зарождения идеи, предлагая свои варианты реализации. Именно поэтому ей не нужен фотошоп. «Особенный тип» лежит намного глубже внешней оболочки. Это страсть в глазах, стремление к чему-то большему, в некотором роде протест. В ГДР мы были на сто шагов впереди в том, что касалось женской эмансипации. Например, большую часть работников индустрии моды, к которой я и сама относилась, составляли девушки. Они сами создавали моду: шили, подбирали моделей, ставили шоу, звук, свет, боролись за свои взгляды и доказывали всему миру, что способны на нечто особенное. Среди них были абсолютно разные типажи. Кто-то был маленького роста, кто-то полный, но это не имеет абсолютно никакого значения. Для меня они все прекрасны. И Лена красивая, и вторая Лена тоже (указывает сперва на организатора фестиваля и затем на переводчика. — Ред.) в том случае, если грудь у нее не силиконовая.
Все очень просто. Красивая женщина — та, на которую приятно смотреть. Она совершенно не обязательно эмансипирована и вполне может быть женщиной, проводящей все время у плиты. И, напротив, я могу найти женщину на позиции топ-менеджера уродливой.
Аннекатрин, может, и не признает, но сама выступает своего рода идеалом. Несмотря на отпечатки возраста, живой блеск в глазах, задор и стремление к свободе не могут оставить равнодушными. С самого детства в ней таился вызов: из-за бунтарского духа директор не разрешил ей окончить среднюю школу, хотя она была хорошей ученицей. Но мать Хендель всегда оставалась на ее стороне, поощряя мятежный дух и живое любопытство дочери, не ограничивая ее личную свободу, хотя в то время в ГДР практически отсутствовало такое понятие. Когда мы говорим о сильных и реализовавшихся женщинах, как правило, представляем их одинокими — так диктует общество. Но и тут Аннекатрин — вразрез стереотипам. Посвятив себя упорной работе, в 2004 году она возглавила собственную независимую компанию по кинопроизводству, с 2018 года вошла в правление Немецкой киноакадемии — и все это воспитывая двоих детей и живя, кажется, в пол
ной гармонии с мужем. Кстати, они приехали на презентацию фильма всей семьей.
— Для женщины с двумя детьми, конечно же, в этой индустрии намного сложнее, особенно когда съемки длятся сутками, приходится надолго уезжать или, например, строить планы по открытию собственной компании. Но так происходит абсолютно в любых сферах жизни, не так ли? Наши отношения с мужем — результат долгого и упорного труда. Безусловно, приходится сложно: каждый из нас пытается проявить свой творческий потенциал на съемочной площадке
(Мартин Фракас является режиссером и по совместительству оператором совместных работ с Аннекатрин. — Ред.).
Отличие живого человека от манекена в том, что он полностью участвует в создании образа, вживаясь в него и транслируя историю сквозь спектр собственных эмоций
Когда я планирую очередной проект, мыс самого начала договариваемся о том, кто какие роли будет выполнять и за что
отвечать, чтобы избежать разногласий во время съемок. Многие решения принимаем
вместе, но стараемся отвечать именно за свою часть работы. Как в обычной
жизни. В целом у нас получается. Но то, что зрители видят на экранах, требует
действительно большой работы, как над отношениями, так и над самими картинами.